Уважаемые коллеги!
А что такое формальное и неформальное повышение квалификации?
И почему, собственно говоря, их нужно интегрировать? Давайте разберемся.
1. Что такое повышение квалификации?
Повышение квалификации является одним из видов
дополнительного профессионального образования. Оно направлено на углубление,
обновление и систематизацию профессиональных знаний, приобретение или
совершенствование практических умений в связи с повышением требований к уровню
квалификации или необходимостью решения новых профессиональных задач.
Основная задача повышения квалификации - это поиск соответствия между постоянно
меняющимися государственными и общественными требованиями к личности и
профессиональной деятельности специалиста и недостаточным уровнем его
готовности к выполнению профессиональных и должностных функций. Отсюда важная
особенность этого вида дополнительного профессионального образования –
опережающий характер, необходимость соответствия «вызовам» времени.
Следовательно, одно из требований к повышению квалификации – непрерывность
данного процесса.
2. Что такое формальное повышение квалификации?
Формальное повышение квалификации педагогов в нашей стране реализуется в системе дополнительного профессионального образования. Этот вид образования занимает
наиболее продолжительный период и в жизни человека и в системе его непрерывного
образования. Оно сопровождает профессиональную деятельность от «старта» и до
«финиша». Осуществляется формальное повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам (далее -ДПП) курсов. И именно наличие ДПП приближает систему дополнительного профессионального образования к формальному образованию и создает
ограничение в ее мобильности.
Программы в образовательной организации разрабатываются, экспертируются, утверждаются
и лицензируются. Названные процедуры трудозатратны и длительны по времени. Обучение
происходит в группах определенной численности и в заданных формах: лекциях,
семинарах, практических занятиях. Завершается обучение квалификационным
испытанием (одинаковым и обязательным для всех слушателей) и выдачей
установленного общепризнанного документа, что также является признаком
формального образования. И в результате в силу особенностей своей деятельности,
массового и формального характера учебного процесса система дополнительного
профессионального образования менее ориентирована на решение нестандартных
профессиональных ситуаций, на конечные результаты деятельности конкретного
специалиста, в том числе и педагога-практика. По сути, у педагогического
работника отсутствует реальная свобода выбора содержания, времени и
организационных форм повышения своей квалификации
3. Что такое неформальное
повышение квалификации?
По терминологии ЮНЕСКО
неформальным является образование, которое может проходит в любом месте и не
обязательно ведет к выдаче диплома. Неформальное образование определяется
как любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не
совпадать с деятельностью образовательных организаций, осуществляющих
формальное образование
В развитых странах неформальное образование стоит на одном уровне с
формальным, а иногда и выше его по значимости, потому что именно в нем
профессионал находит оптимальные условия для творческого развития своей
личности. Следовательно, в интеграции формального и неформального
образования появляется возможность реализации
требования непрерывности повышения квалификации в системе
дополнительного профессионального образования. В этом случае очередное
формальное повышение квалификации будет выступать как инициирующая стадия
профессионального и личностного развития педагога. А дальнейший путь
профессионального развития зависит от организации и качества неформального
образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий